Удмуртия, расположенная в центре России, в плане сырьевых запасов как будто ничем не примечательный край. Уникальность её заключается в том, что на протяжении уже двух с половиной столетий в республике развиваются металлургия и машиностроение и два века – квинтэссенция машиностроения – производство оружия.
Со второй половины прошлого века в Удмуртии ведётся разработка нефтяных месторождений. Текущая добыча нефти составляет свыше 9 миллионов тонн в год, что играет значимую роль в объёмах нефтедобывающей отрасли России. Кроме Удмуртии, в стране нет ни одного региона, где основными составляющими экономики являются – добыча нефти с одной стороны, металлургия и машиностроение с другой.
Продукция удмуртских металлургов – высококачественные, в том числе оригинальные, марки стали и сплавов, пользующиеся широким спросом на отечественном и мировом рынке. Если два века назад арсенал России с территории нынешней Удмуртии пополнялся только стрелковым оружием ижевского завода, то сейчас наряду с «главным» стрелковым оружием в мире, здесь производятся сложнейшие системы ПВО и стратегических вооружений.
Дезинтеграционные процессы 90-х годов привели к ряду негативных факторов – потере поколения специалистов, снижению качества и уменьшению номенклатуры производства средств производства, но самое главное – отсутствию взаимопонимания между представителями различных отраслей и предприятий, в частности между нефтегазовыми компаниями и машиностроителями. Последние в нынешних рыночных условиях стремятся освоить производство продукции, пользующейся спросом сегодня, при этом основной акцент делается на качество. Но к моменту освоения это же изделие начинают выпускать сразу несколько предприятий, и потенциальные заказчики «уплывают». Даже если этого не происходит, зачастую продукция становится морально устаревшей и не востребованной. Один из примеров подобных неудач – производство станков-качалок, которые стали производить более чем на 30 предприятиях. Были потрачены серьезные ресурсы, а в результате – потери, отказ от развития нефтегазового машиностроения и даже банкротство предприятий этой сферы. Та же ситуация сложилась и с выпуском мобильных буровых установок. Машиностроители не могут досконально знать тенденции развития нефтегазовой отрасли. Вполне естественно, что создаваемое ими оборудование не пользуется спросом у нефтегазовых компаний.
Но выход из ситуации есть. Решение любой серьезной задачи можно разделить на три этапа: постановочный – «что делать?»; технологический – «как делать?» и технический – «чем делать?». Постановочная часть диктуется обстоятельствами и основными заказчиками. Технологическую часть задачи в нефтегазовой отрасли должны решать отраслевые институты, а техническую в большей части машиностроительный комплекс. Однако с сожалением приходится констатировать тот факт, что ни одна из крупнейших нефтедобывающих компаний, таких как «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром» и др., для которых решение подобных задач жизненно необходимо, ни перед кем их не ставит. Но самое печальное, что и не перед кем эти задачи устанавливать. С начала 90-х годов отраслевые институты существенно сократили свой штат, и перешли в разряд, за редким исключением, проектными бюро для недропользования.
Между тем, в связи с конверсией и возможностями применения технологий двойного назначения в гражданских отраслях машиностроительный комплекс может и должен занять определённые ниши в нефтегазовом машиностроении. Сдерживающим фактором также является отсутствие правильно поставленных задач. Производство морально устаревшего оборудования или адаптация импортозамещающего не позволит поднять технологии на должный уровень. При этом нефтегазовым компаниям России не стоит уповать на известные западные брэнды, несмотря на хорошее качество техники и эффективную рекламу. В зарубежных компаниях не прорабатывается применимость тех или иных технологий с учётом конкретных условий, не говоря о разработке специальных технологий.
Еще одна сфера деятельности, где союз машиностроителей и нефтяников был бы очень продуктивным – освоение разработки месторождений на труднодоступных участках. Проблема ограниченности ресурсов, при отсутствии альтернативы как в топливно-энергетической, так и химической отраслях, является главной причиной мирового роста цен на нефть. Не настолько остро, но этот вопрос актуален и для России. За последние десятилетия прирост запасов углеводородного сырья в стране стабильно меньше уровня добычи. Главная причина этого состоит в том, что основные запасы углеводородного сырья в России, не вовлечённые в разработку, приходятся на шельф Северного Ледовитого Океана, в Восточной Сибири, на шельфе Каспийского моря. Есть «нетронутые» запасы и в старых нефтегазовых регионах. Но все они, как правило, приурочены к труднодоступным участкам и природоохранным зонам.
Существует много нефтедобывающих компаний, которые имеют опыт бурения скважин с большим отходом, но вопрос стоит не в возможностях освоения опытных скважин, а в овладении технологии и техники серийного бурения. Кроме этого, необходимо одновременно заниматься разработкой, обустройством, эксплуатацией месторождений и рядом других проблем. Решить весь комплекс задач возможно только при условии совместных усилий нефтяников, газовиков, учёных, машиностроителей и представителей других отраслей. Причем начинать работу в этом направлении нужно уже сегодня, ведь даже в условиях централизованной постановки задач в СССР дистанция между бурением опытных скважин по горизонтальным технологиям и промышленным освоением этого направления составила почти 50 лет.
Повысить объемы добычи нефти можно и за счет старых месторождений, где есть остаточные запасы. В России фонд бездействующих скважин составляет несколько десятков тысяч, значительную часть из которых можно реанимировать с высокой рентабельностью, в первую очередь методом бурения боковых стволов. На старых месторождениях есть и не разработанные зоны, которые требуется охватить, но бурение осложняется необходимостью обеспечения сложных траекторий для предупреждения пересечений, низкими пластовыми давлениями и т.д.. Однако и при доразработке месторождений предстоит решить достаточно большое число технологических и технических вопросов, где взаимодействие нефтяников и машиностроителей просто необходимо.
Что касается Удмуртии, то ее стратегические запасы углеводородного сырья – это залегающие на небольших глубинах высоковязкая нефть и битум.. В мире попытки разработки подобных залежей ведутся уже на протяжении десятков лет, но, пожалуй, только в России освоена технология, обеспечивающая высокий коэффициент извлечения. Однако она не приемлема с точки зрения охраны труда. Для дальнейшей разработки этого направления, а также решения вышеперечисленных задач необходимо объединение усилий нефтедобывающей отрасли, предприятий металлургического и машиностроительного комплекса, имеющих потенциал в вопросах производства средств производства, а также людей, имеющих опыт промышленного освоения бурения горизонтальных скважин и боковых стволов из бездействующего фонда.